Лукбуки, как правило, выпускают как минимум два раза в год: для осенне-зимней и весенне-летней коллекции бренда, многие производители также снимают отдельный лукбук к Рождеству и новогодним праздникам, где собраны более праздничные вещи для вечеринок.
Фото из лукбука H&M осень-зима 2017/18
Каталог в картинках
Изначально у таких фотографий была очень практическая цель: показать новинки из последней коллекции и облегчить покупателю выбор в магазине: мы уже собрали для вас актуальные силуэты, цвета и ткани, а также составили красивые варианты, как разные вещи можно сочетать между собой. Тогда это называлось «фото для каталога» — просто одежда на модели, более наглядное изображение того, что обычно висит на вешалках.
Однако с развитием конкуренции, когда готовой, массовой одежды сопоставимого качества стали шить все больше, у брендов появилась задача выделиться на фоне других производителей со схожим ассортиментом и ценой. У фотографий новых коллекций появилось собственное настроение: это больше не были просто студийные фото на однотонном фоне, где модель упирает одну руку в бок и мило улыбается в камеру.
Фотоистория о красивой жизни
Бренды стали производить фотоистории: яркие картинки, похожие на кадры из кино. Красивейшие пейзажи, умопомрачительные интерьеры, атмосфера лучшей в жизни вечеринки или просто роскоши, которой у рядового покупателя никогда не было. Все это создавало не просто фотографию человека в одежде определенного бренда — это был дивный мир, куда хотелось попасть. Это было время «тяжелого гламура», когда даже простые, не люксовые бренды играли в красивую жизнь, которую было обманчиво легко заполучить — достаточно купить такую же одежду, как на картинке.
Бунт и провокация
Еще один вариант лукбука, который появился параллельно с картинками из нездешней богатой жизни — провокация. Одной из самых громких стала рекламная компания довольно базовой марки Sisley, которую заказали скандальному фотографу Терри Ричардсону. Ричардсон снял девушек в обычной одежде нарочито сексуально, почти порнографично, при этом фотографии выглядели не как профессиональные выверенные снимки, а как случайные кадры, снятые «мыльницей».
Одно из фото Терри Ричардсона для Sisley
Реакция аудитории, впрочем, была неоднозначной: часть покупателей отвернулась от марки, шокированная фотографиями, зато в магазины пришли более молодые потребители, которые до этого обходили бренд Sisley стороной.
Лукбук как способ рассказать об идеологии
Постепенно производители пошли дальше: они стали транслировать с помощью фотографий не просто комплекты одежды в подходящем интерьере, но также эстетику и философию марки. В лукбуках у независимых молодежных брендов стали появляться «непричесанные», менее гламурные фотографии. Марки уличной одежды и начинающие дизайнеры начали приглашать для съемок не профессиональных моделей, а своих потенциальных покупателей: подростков из сложных районов, скейтеров, независимых музыкантов, художников и . Постепенно подход «меньше роскоши, больше внимания к обычным людям и их историям» переняли и более крупные бренды, которые признают очевидное: когда одежды так много, важно говорить на одном языке со своей аудиторией.
Фото из лукбука Dolce&Gabbana, в котором отражены тенденции уличной моды
В итоге, все смешалось. Люксовые бренды, которые продают баснословно дорогую одежду, делают простые лукбуки, с которых смотрят будто бы обычные прохожие. В то же время масс-маркет, где одежда стоит недорого и живет недолго, соблазняет покупателями мастерски отретушиванными фотографиями из фамильных замков и шикарных вилл. Все это говорит лишь о том, что мода меняется. И теперь, чтобы выглядеть дорого, не обязательно носить натурального леопарда, золото и крокодилью кожу. А ничем не примечательная одежда с именем модного дизайнера на ярлыке может быть ничем не примечательным кусочком серой мешковатой ткани и при этом стоить годовую заплату обычного служащего. Так что внимательнее присмотритесь к лукбукам. Именно с их помощью бренды говорят: вот так выглядит человек, для которого мы сейчас производим одежду. Узнаете ли вы в этом человеке себя?